Электрический двигатель — это электромеханическое устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую. Машины делятся на 2 типа: асинхронные и синхронные. Они состоят из двух основных частей — статора (неподвижный элемент) и ротора (подвижный). Асинхронный отличается от своего «собрата» отсутствием равенства между показателями частоты вращения ротора и частоты вращения магнитного тока, которое создает ток обмотки статора. Периодическое обслуживание и ремонт электродвигателей необходимо для того, чтобы техника всегда оставалась в исправном состоянии.
Техобслуживание
Рекомендаций по проведению технического обслуживания (ТО) разработано множество. Существует перечень общепринятых требований, которых должны придерживаться все. Вот список этих правил:
- Перед тем, как приступить к работе, необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. С оборудования в обязательном порядке снимается напряжение. Исключение делается только для проведения проверки рабочих режимов.
- Непосредственный исполнитель приступает к выполнению своих обязанностей только после того, как обеспечит блокировку ошибочной или самопроизвольной подачи напряжения на электродвигатель.
- Средство подачи напряжения блокируется. На рычаг, приводящий механизм в действие, вешается плакат «Не включать, работают люди!».
В остальном каждое предприятие имеет право на разработку своего, индивидуального плана проведения процедуры. При этом учитывается специфика оборудования и особенности технологического процесса.
Диагностика
Для того, чтобы проверить работоспособность устройства, проводится измерение некоторых параметров. Процедура проводится в двух режимах: рабочем и отключенном. Измерению подлежат такие параметры:
- Температура. Для проведения диагностика используется пирометр или тепловизор. Если требуется обеспечение постоянного контроля температурного режима, применяется теплодатчик. Это универсальный параметр, который дает общее представление от состоянии двигателя.
- Ток. Проводится сравнение номинального рабочего тока и измеренного. По этому показателю можно дать оценку состояния привода и двигателя в целом.
- Вибрация. Перед исполнителем стоит задача выяснить, повысился уровень вибрации или нет. Повышение чревато тем, что может привести к механическим поломкам. Для проверки обесточенного оборудования используется мегаомметр.
После того, как результаты измерений становятся известны, проводится процедура сравнения полученных значений с номинальными. Затем решается, требуется проведение ремонта или нет.
Осмотр оборудования
Это важный пункт ТО. Осмотр должен проходить регулярно. Частота проведения проверки зависит от важности и сложности оборудования. В одних случаях технику осматривают несколько раз за смену, в других — раз в 30 дней.
Процедура проводится тогда, когда оборудование находится в рабочем режиме. Осмотр позволяет вовремя выявить имеющиеся неисправности и устранить их. Ответственное лицо проверяет целостность скреплений, проверяет показатели теплового режима, дает оценку уровню механической вибрации.
Комплекс мероприятий
Техническое обслуживание электрического двигателя осуществляется по плану. Для этого мероприятия выделяются отдельные рабочие часы. Назначается лицо, ответственное за организацию и проведение работ. Обычно обслуживаемая техника осматривается на том же месте, на котором и была установлена. Порядок выполняемых действий таков:
- корпус, закрывающий механизм, очищается от загрязнений;
- проверяется прочность механических креплений;
- дается визуальная оценка состояния двигателя и привода;
- проверяется целостность и надежность креплений элементов системы охлаждения;
- вскрывается клеммовая коробка двигателя;
- силовые клеммы проходят осмотр, ревизию и протяжку;
- смазываются подшипники;
- проводится осмотр заземления и питающего кабеля на предмет целостности.
Отдельно проводится осмотр элементов системы питания электродвигателя. Оценивается состояние не только клемм, но и контакторов, устройств защиты и т.д.
Если техническое обслуживание проводится качественно и регулярно, то оборудование служит долго. Техника может работать, не нуждаясь в ремонте, на протяжении десятилетий. Исключение составляют ситуации, при которых возникновение поломки не связано с состоянием элементов конструкции электродвигателя. Причиной неисправности может быть, например, ухудшение условий эксплуатации или несоответствие параметров основной сети питания.
Ремонт
Ремонтные работы включают такие мероприятия:
- замена подшипников;
- замена крыльчатки вентилятора;
- балансировка вращающихся деталей;
- замена обмотки статора на новую.
Процедуры могут быть запланированы заранее, или проводится по необходимости. Различают текущий, средний и капитальный ремонт. Мероприятия проводятся с целью восстановления рабочих характеристик и возвращения оборудованию способности выполнять свои прямые функции.
Наша компания проводит обслуживание и ремонт электродвигателей в Москве. Весь комплекс услуг предоставляется в полной мере.